Итоги за 2011 год на ktonanovenkogo.ru

Итоги исполнения федерального бюджета получились сказочными: семь разоблачений

Что показало зеркало российской экономической политики

27.01.2020 в 18:04, просмотров: 20820

Сказки бывают разные. Есть те, что рассказывают на ночь. Есть сказки-документы. Например, ревизские сказки, известные по «Мертвым душам». Есть и документы, разоблачающие сказки. Минфин и ЦБ, например, подвели предварительные итоги исполнения федерального бюджета 2019 года. Эти документы по сути являются зеркалом проводимой экономической политики. Заглянешь — и читаешь разоблаченные сказки.

Сказка первая: «Денег нет, но вы держитесь». Начать стоит с главной опубликованной Минфином цифры: профицит российского федерального бюджета за 2019 год, еще раз, по предварительной оценке, составил 1,8% ВВП, или 1,968 триллиона рублей. Почти 2 триллиона рублей было изъято налоговиками и таможенниками из экономики и не потрачено. После этого все отговорки правительства по поводу нехватки средств бледнеют и теряют убедительность. Это, конечно, не значит, что 2 триллиона можно было потратить вообще на что угодно, но предусмотреть их рациональное и по мере возможностей эффективное применение очевидно стоило. Во всяком случае профицит бюджета превысил общий объем плана финансирования всех российских нацпроектов.

Сказка вторая: последнее президентское Послание ставит правительство в очень трудное положение, потому что необходимо изыскивать дополнительные, раньше не предусмотренные ресурсы для новых государственных, прежде всего социальных расходов.

Вот цифры: по самым смелым оценкам, Послание «стоит» дополнительных расходов в 500 млрд рублей в 2020 году (чаще называют цифру в 450 млрд рублей). А профицит федерального бюджета в 2019 году составил почти 2 трлн рублей, в 4 раза больше! Вместо того чтобы откладывать деньги «в холодильник», их можно было потратить так, чтобы уже в прошлом году начать решительное наступление на российскую бедность. Тогда бы и с потребительским спросом картина была бы повеселее, и экономический рост мог оживиться.

Все было в руках правительства. Кроме одного — той самой политической воли, которую в России почему-то может проявлять только один человек. А правительство сидит и «примус починяет». Теперь, впрочем, уже не сидит.

Сказка третья: российский бюджет, как и вся экономическая политика, направлены на обеспечение развития экономики и улучшение жизни российских граждан. Реальный бюджет говорит совершенно о другом. Государство в России прежде всего заботится о самом себе. Российская политика, говоря высоким штилем, не человекоцентрична, а бюджетоцентрична. В конечном счете она обслуживает интересы государства. А гражданин и государство совсем не одно и то же.

Сказка четвертая: Россия слезает с нефтяной иглы. Есть данные, говорящие о росте независимости курса рубля от нефтяной конъюнктуры. Но есть и другие. Например, за 2019 год баррель Brent подорожал на 4,13%, а российская валюта укрепилась к доллару на 4,14%, по подсчетам аналитиков Refinitiv. Есть и способные удивить цифры из отчета ЦБ: российские ненефтяные доходы в 2019 году не выросли. Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка, указывает: как они составляли $180 млрд в 2019 году, так и оценивались в $181 млрд в 2018 году. Где замена нефтяным доходам? А без нее все разговоры об излечении российской экономики от нефтяной зависимости так разговорами и остаются.

Сказка пятая: в импортозамещении у России достигнуты значительные успехи. Успехи есть, но, во-первых, шаткие, а во-вторых, основывающиеся вовсе не конкурентоспособности отечественной замены импорту. Вот статистика ЦБ: если в первом полугодии 2019 года импорт снижался, то во втором полугодии он взял реванш. Только в последнем квартале импорт вырос в годовом измерении на 10%. О чем это говорит? На импорт оказывает решительное влияние не столько конкуренция с российскими производителями, сколько динамика валютного курса рубля и общее состояние спроса.

Сказка шестая: российский экспорт был и остается надежной опорой и экономическому росту, и рублю. Главный тренд изменения российского платежного баланса — сокращение, а не увеличение активного сальдо по текущим операциям. А отсюда следуют два вывода. Первый — и правительство, и ЦБ заинтересованы в ослаблении рубля. Второй — средства из Фонда национального благосостояния, когда он достигнет рубежа в 7% ВВП, и избыток можно будет инвестировать (процесс будет запущен к середине года), пойдут прежде всего на поддержку инфраструктурных проектов (такого поручение президента), на экспортные кредиты и другие формы поддержки российского экспорта. Помимо того, что таким образом будет развиваться экспорт и, возможно, его структура, этот вид инвестиций, по подсчетам экспертов Высшей школы экономики, обещает наивысшую отдачу в виде роста ВВП.

Сказка седьмая: с финансированием нацпроектов наведен порядок. Минфин отчитался, что план финансирования нацпроектов в 2019 году выполнен на 91,4%. Всего на реализацию мероприятий в рамках нацпроектов в прошлом году в бюджете было заложено 1,75 трлн руб., недофинансирование составляет 150 млрд руб. Все относительно благополучно. Но вот еще несколько цифр. На конец сентября было в рамках нацпроектов израсходовано только 52% предусмотренных в федеральном бюджете средств. На начало декабря уровень исполнения составил 73%. Это значит, что в конце декабря финансирование нацпроектов проходило в режиме откровенной штурмовщины. В целом же ситуация с финансированием нацпроектов далека от той, которая обеспечивает их эффективную реализацию.

Заголовок в газете: Cемь сказок про бюджет
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28180 от 28 января 2020 Тэги: Валюта, Инвестиции , Экономика, Финансы, Деньги, Импортозамещение Организации: Правительство РФ Места: Россия

Итоги исполнения федерального бюджета получились сказочными: семь разоблачений

Что показало зеркало российской экономической политики

27.01.2020 в 18:04, просмотров: 20820

Сказки бывают разные. Есть те, что рассказывают на ночь. Есть сказки-документы. Например, ревизские сказки, известные по «Мертвым душам». Есть и документы, разоблачающие сказки. Минфин и ЦБ, например, подвели предварительные итоги исполнения федерального бюджета 2019 года. Эти документы по сути являются зеркалом проводимой экономической политики. Заглянешь — и читаешь разоблаченные сказки.

Читать еще:  Edu-affiliates — самая доходная эссейная партнерская программа

Сказка первая: «Денег нет, но вы держитесь». Начать стоит с главной опубликованной Минфином цифры: профицит российского федерального бюджета за 2019 год, еще раз, по предварительной оценке, составил 1,8% ВВП, или 1,968 триллиона рублей. Почти 2 триллиона рублей было изъято налоговиками и таможенниками из экономики и не потрачено. После этого все отговорки правительства по поводу нехватки средств бледнеют и теряют убедительность. Это, конечно, не значит, что 2 триллиона можно было потратить вообще на что угодно, но предусмотреть их рациональное и по мере возможностей эффективное применение очевидно стоило. Во всяком случае профицит бюджета превысил общий объем плана финансирования всех российских нацпроектов.

Сказка вторая: последнее президентское Послание ставит правительство в очень трудное положение, потому что необходимо изыскивать дополнительные, раньше не предусмотренные ресурсы для новых государственных, прежде всего социальных расходов.

Вот цифры: по самым смелым оценкам, Послание «стоит» дополнительных расходов в 500 млрд рублей в 2020 году (чаще называют цифру в 450 млрд рублей). А профицит федерального бюджета в 2019 году составил почти 2 трлн рублей, в 4 раза больше! Вместо того чтобы откладывать деньги «в холодильник», их можно было потратить так, чтобы уже в прошлом году начать решительное наступление на российскую бедность. Тогда бы и с потребительским спросом картина была бы повеселее, и экономический рост мог оживиться.

Все было в руках правительства. Кроме одного — той самой политической воли, которую в России почему-то может проявлять только один человек. А правительство сидит и «примус починяет». Теперь, впрочем, уже не сидит.

Сказка третья: российский бюджет, как и вся экономическая политика, направлены на обеспечение развития экономики и улучшение жизни российских граждан. Реальный бюджет говорит совершенно о другом. Государство в России прежде всего заботится о самом себе. Российская политика, говоря высоким штилем, не человекоцентрична, а бюджетоцентрична. В конечном счете она обслуживает интересы государства. А гражданин и государство совсем не одно и то же.

Сказка четвертая: Россия слезает с нефтяной иглы. Есть данные, говорящие о росте независимости курса рубля от нефтяной конъюнктуры. Но есть и другие. Например, за 2019 год баррель Brent подорожал на 4,13%, а российская валюта укрепилась к доллару на 4,14%, по подсчетам аналитиков Refinitiv. Есть и способные удивить цифры из отчета ЦБ: российские ненефтяные доходы в 2019 году не выросли. Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка, указывает: как они составляли $180 млрд в 2019 году, так и оценивались в $181 млрд в 2018 году. Где замена нефтяным доходам? А без нее все разговоры об излечении российской экономики от нефтяной зависимости так разговорами и остаются.

Сказка пятая: в импортозамещении у России достигнуты значительные успехи. Успехи есть, но, во-первых, шаткие, а во-вторых, основывающиеся вовсе не конкурентоспособности отечественной замены импорту. Вот статистика ЦБ: если в первом полугодии 2019 года импорт снижался, то во втором полугодии он взял реванш. Только в последнем квартале импорт вырос в годовом измерении на 10%. О чем это говорит? На импорт оказывает решительное влияние не столько конкуренция с российскими производителями, сколько динамика валютного курса рубля и общее состояние спроса.

Сказка шестая: российский экспорт был и остается надежной опорой и экономическому росту, и рублю. Главный тренд изменения российского платежного баланса — сокращение, а не увеличение активного сальдо по текущим операциям. А отсюда следуют два вывода. Первый — и правительство, и ЦБ заинтересованы в ослаблении рубля. Второй — средства из Фонда национального благосостояния, когда он достигнет рубежа в 7% ВВП, и избыток можно будет инвестировать (процесс будет запущен к середине года), пойдут прежде всего на поддержку инфраструктурных проектов (такого поручение президента), на экспортные кредиты и другие формы поддержки российского экспорта. Помимо того, что таким образом будет развиваться экспорт и, возможно, его структура, этот вид инвестиций, по подсчетам экспертов Высшей школы экономики, обещает наивысшую отдачу в виде роста ВВП.

Сказка седьмая: с финансированием нацпроектов наведен порядок. Минфин отчитался, что план финансирования нацпроектов в 2019 году выполнен на 91,4%. Всего на реализацию мероприятий в рамках нацпроектов в прошлом году в бюджете было заложено 1,75 трлн руб., недофинансирование составляет 150 млрд руб. Все относительно благополучно. Но вот еще несколько цифр. На конец сентября было в рамках нацпроектов израсходовано только 52% предусмотренных в федеральном бюджете средств. На начало декабря уровень исполнения составил 73%. Это значит, что в конце декабря финансирование нацпроектов проходило в режиме откровенной штурмовщины. В целом же ситуация с финансированием нацпроектов далека от той, которая обеспечивает их эффективную реализацию.

Заголовок в газете: Cемь сказок про бюджет
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28180 от 28 января 2020 Тэги: Валюта, Инвестиции , Экономика, Финансы, Деньги, Импортозамещение Организации: Правительство РФ Места: Россия

Дальневосточный федеральный университет подвел итоги за 2011 год

20 апреля 2012 Рубрика: Новости организаций Ключевые слова: двфу, итоги

ДВФУ подвел итоги первого года работы с момента официального объединения. Согласно объявленным результатам, в 2011 году объем финансирования научно-исследовательских работ университета вырос на 69%, сотрудниками вуза было получено 60 патентов, привлечено 100 зарубежных преподавателей, подписано 6 новых соглашений о сотрудничестве с крупнейшими российскими корпорациями и 22 соглашения с зарубежными вузами, кроме того, 6 млн рублей было вложено университетом в программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

В 2011 году Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) уделял особое внимание развитию отношений с бизнесом. Общее число соглашений университета с крупнейшими российскими компаниями превышает 20, из них 6 были подписаны в 2011 году, в том числе с компанией «Роснефть» и Объединенной судостроительной корпорацией. Основные сферы сотрудничества ДВФУ и бизнеса — освоение мирового океана, энергетика, медицинские технологии.

Читать еще:  Фейк — что это такое в интернете и в жизни

По итогам прошлого года в «инновационном поясе» ДВФУ действует 37 малых высокотехнологичных компаний, объем реализованной продукции которых совокупно составил 12,26 млн руб. Реализованы 3 стартап-проекта. Создан венчурный фонд ДВФУ объемом 250 млн руб. Развивается студенческий бизнес-инкубатор, который на сегодняшний день охватывает более 1400 человек. В общей сложности доход ДВФУ от научной и инновационной деятельности в 2011 году составил 566,5 млн руб.

« С момента образования Дальневосточного федерального университета прошло немногим больше года, но нам удалось достичь существенных показателей — отмечает проректор по науке и инновациям ДВФУ Анвир Фаткулин. — Объем финансирования научно-исследовательских работ в ДВФУ в 2011 году достиг 723 млн рублей, то есть рост составил 69%, на столько же вырос и объем выполненных НИОКР».

На развитие материальной базы научных исследований в ДВФУ было выделено 110 млн рублей. За год ученые университета получили 17 патентов на изобретения и 43 — на полезные модели. В научно-исследовательскую работу вовлечены 8502 студента, на долю молодых ученых приходится 643 работы в научных изданиях и 50 охранных документов на ОИС1. Университет получил 35 международных научно-исследовательских грантов на общую сумму 23 млн руб.

По итогам 2011 года сотрудниками Дальневосточного федерального университета опубликовано 3996 научных работ, в том числе 132 монографии, 316 публикаций в зарубежных изданиях и 579 — в изданиях из перечня ВАК2.

85 проектов на общую сумму 212 млн рублей было выполнено ДВФУ в рамках реализации федеральных целевых программ в области подготовки инновационных кадров, развития образования, пожарной безопасности, развития инфраструктуры наноиндустрии и научно-технологического комплекса России.

« Эффективность участия ДВФУ в федеральных целевых программах показывает, что данный подход может быть использован и другими университетами для привлечения дополнительного финансирования и повышения результативности научно-исследовательской деятельности» — комментирует заместитель директора Департамента развития профессионального образования Минобрнауки Анна Юрьевна Аккуратова.

Одно из важнейших направлений деятельности ДВФУ — интернационализация. В рамках этого блока к началу 2012 года совместно с ведущими мировыми университетами разработано 10 международных (англоязычных) магистерских программ. Среди партнеров ДВФУ — Калифорнийский университет в Беркли (США), Принстонский университет (США), Нагойский университет (Япония), Южно-калифорнийский университет (США), Университет Квинсленда (Австралия).

По словам проректора по международным отношениям ДВФУ Андрея Владимировича Бабко, количество привлеченных иностранных преподавателей в ДВФУ к началу нового учебного года удвоится и составит 100 человек. Одновременно увеличится и количество иностранных студентов: в 2012 году в ДВФУ будут приняты дополнительно 600 иностранных студентов из Китая, Кореи, Японии, США и других стран. К 2019 году ДВФУ планирует увеличить долю иностранных студентов до 25% (7500 человек).

Предполагается, что в 2013-2014г. англоязычные программы ДВФУ лягут в основу развития проекта сетевого университета АТЭС на базе Ассоциации тихоокеанских университетов (Association of Pacific Rim Universities, APRU). ДВФУ является идеологом создания сетевого университета АТР и входит в число основателей ассоциации.

Другое важное направление работы университета — повышение квалификации преподавательского состава. В 2011 году на реализацию обменных программ и стажировок сотрудников вуза было выделено 6 млн рублей. Преподаватели ДВФУ проходили стажировки в авторитетных зарубежных вузах: Университете Квинсленда, Сиднейском университете и Сиднейском технологическом университете (Австралия), Университете Кентербери (Новая Зеландия), Калифорнийском университете (Беркли), Нью-Йоркском университете (США) и других. В 2012 году ДВФУ продолжит финансировать программы повышения квалификации сотрудников, выделив 13,6 млн рублей. К концу 2012 года доля профессорско-преподавательского состава, имеющего опыт работы и прошедшего стажировки в ведущих российских и зарубежных университетах, составит не менее 15% (не менее 500 человек).

В планах ДВФУ на 2012 год — повышение доходов от научно-инновационной деятельности до 1,2 млрд рублей. Чтобы добиться поставленных целей, ДВФУ предстоит работать над проектами по участию в технологических платформах, программах инновационного развития госкорпораций, выполнению НИОКР в интересах Минобороны, Роскосмоса и др. По-прежнему важны эффективный набор в аспирантуру, развитие международной грантовой деятельности. В 2012 году предусмотрено 150 млн руб. на работы по фундаментальным (получение прорывных результатов международного уровня) и прикладным (коммерциализация результатов НИОКР) исследованиям.

Значимым направлением работы ДВФУ станет развитие форсайт-исследований, а в работе венчурного фонда акцент будет сделан на создание портфеля бизнес-планов перспективных малых инновационных предприятий, организации экспериментальных площадок опытных образцов новой техники, инновационных изделий и продуктов, созданных творческими коллективами ДВФУ.

Дальневосточный федеральный университет входит в число федеральных университетов, призванных составить элиту высшего образования в России. ДВФУ был создан Указом Президента РФ в октябре 2009 года на базе четырех ведущих дальневосточных вузов, история которых насчитывает более 120 лет. Программа развития ДВФУ направлена на формирование научно-образовательного центра международного уровня, представляющего Россию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Приоритетные направления развития университета — «Ресурсы мирового океана», «Энергоресурсы и энергосберегающие технологии», «Индустрия наносистем и наноматериалов», «Транспортно-логистический комплекс», «Взаимодействие России со странами АТР», «Биомедицина». Уникальная образовательная среда, которая создается на о. Русский (Владивосток), станет доступна не только студентам, но и жителям Приморья, обеспечив их идеальными условиями для учебы и реализации творческого потенциала. Уже в сентябре 2012 новый кампус ДВФУ откроет свои двери сразу по окончании проведения здесь Саммита АТЭС.

  • Приморский край

Россия поднялась в рейтинге демократии до уровня Конго

Россия заняла 134-е место в обновленной версии «Индекса демократии» (Democracy Index 2019), составляемого экспертами британской компании Economist Intelligence Unit. В новой редакции рейтинга Россия поднялась на десять позиций и оказалась на одном уровне с Республикой Конго, от которой годом ранее заметно отставала (тогда Россия занимала 144-е место, а африканское государство — 131-е).

Читать еще:  Как создавать отличные продающие виджеты для сайта за пару минут

При расчете рейтинга эксперты Economist Intelligence Unit учитывают несколько десятков показателей, сгруппированных по пяти категориям:

  • выборы и плюрализм;
  • деятельность властей;
  • политическая культура;
  • гражданские свободы;
  • влияние населения на политику.

Показатели в каждой категории имеют собственный вес, полученные за каждый из них баллы складываются так, что максимальный общий показатель может составить 10 баллов. Путем усреднения пяти групповых показателей вычисляется общий, на основании которого и определяется место каждой из 165 включенных в рейтинг стран и двух территорий (Гонконг и Тайвань). При этом в зависимости от полученного балла все страны делятся на четыре группы:

  • полные демократии — более 8 баллов;
  • ущербные демократии — более 6 баллов;
  • гибридные режимы — более 4 баллов;
  • авторитарные режимы.

В рейтинге 2019 года Россия осталась в последней группе, хотя ее общий балл несколько вырос — с 2,94 балла в 2018 году (минимум за всю историю рейтинга) до 3,11 балла. Повышение общего показателя произошло за счет роста оценки деятельности властей (с 1,79 до 2,5 балла) и политической культуры (с 2,5 до 3,75 балла). При этом оценка уровня влияния населения на принятие политических решений сократилась с 5 до 3,89 балла, а оценки гражданских свобод и качества выборов остались на прежнем уровне (3,24 и 2,17 балла соответственно).

Для сравнения, в первой редакции Democracy Index, выпущенной по итогам 2006 года, Россия находилась в списке гибридных режимов и занимала 102-е место (между Кенией и Малави) с общим показателем 5,02 балла. При этом уровень плюрализма в стране и качества проводимых выборов оценивался экспертами в 7 баллов (против 2,17 балла в 2019-м). В версии 2008 года общий балл России снизился до 4,48, в 2010 году — до 4,26, а по итогам 2011 года Россия перешла в группу авторитарных режимов, которую с тех пор не покидала. Кения же и Малави до сих пор остаются среди гибридных режимов.

По итогам 2019 года лидером рейтинга демократий стала Норвегия, получившая 10 баллов в таких категориях, как «выборы и плюрализм», «влияние населения на политику» и «политическая культура» (общий балл — 9,87). Кроме того, в список полных демократий вошли:

  • Исландия — 9,58 балла;
  • Швеция — 9,39 балла;
  • Новая Зеландия — 9,26 балла;
  • Финляндия — 9,25 балла;
  • Ирландия — 9,24 балла;
  • Дания — 9,22 балла;
  • Канада — 9,22 балла;
  • Австралия — 9,09 балла;
  • Швейцария — 9,03 балла;
  • Нидерланды — 9,01 балла;
  • Люксембург — 8,81 балла;
  • Германия — 8,68 балла;
  • Великобритания — 8,52 балла;
  • Уругвай — 8,38 балла;
  • Австрия — 8,29 балла;
  • Испания — 8,29 балла;
  • Маврикий — 8,22 балла;
  • Коста-Рика — 8,13 балла;
  • Франция — 8,12 балла;
  • Чили — 8,08 балла;
  • Португалия — 8,03 балла.

Среднюю по миру оценку уровня демократии составители рейтинга снизили до 5,44 балла, что стало худшим показателем за всю историю Democracy Index. Падение глобального показателя связывают с ухудшением ситуации в странах Латинской Америки и государствах Африки, расположенных к югу от Сахары, а также на Ближнем Востоке. По подсчетам Economist Intelligence Unit, уровень демократии в 2019 году снизился в 68 странах мира, в то время как в 65 ситуация улучшилась.

В результате произошедших изменений Франция, Чили и Португалия перешли из разряда ущербных демократий в число по-настоящему демократических государств, а Мальта совершила переход в обратном направлении. В то же время Ирак и Палестина выбыли из числа гибридных режимов и перешли в список авторитарных государств, а Алжир, наоборот, улучшил свое положение до «гибрида». Сальвадор и Таиланд, ранее считавшиеся гибридными режимами, теперь считаются ущербными демократиями, а вот Сенегал этот статус потерял.

Хуже всего ситуация с демократией, по оценке Economist Intelligence Unit, складывается в таких странах, как:

  • КНДР — 1,08 балла, в том числе нулевые оценки качества выборов и уровня гражданских свобод;
  • Демократическая республика Конго — 1,13 балла, нули за качество выборов и деятельность властей;
  • Центральноафриканская республика — 1,32 балла, в том числе 0 за деятельность властей;
  • Сирия — 1,43 балла, нули за качество выборов, деятельность властей и уровень гражданских свобод;
  • Чад — 1,61 балла, нули за качество выборов и деятельность властей;
  • Туркмения — 1,72 балла, в том числе ноль за качество выборов;
  • Экваториальная Гвинея — 1,92 балла, в том числе ноль за качество выборов;
  • Таджикистан — 1,93 балла;
  • Саудовская Аравия — 1,93 балла, в том числе ноль за качество выборов;
  • Йемен — 1,95 балла, в том числе нули за качество выборов и деятельность властей.

В отчете Economist Intelligence Unit подчеркивается, что ее эксперты не ожидают скорого и существенного улучшения показателей таких авторитарных государств, как Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан, в связи с тем, что политическая оппозиция вряд ли сможет прийти здесь к власти.

«Однако устройство авторитарного правления, которое в большинстве случае держится на государственных репрессиях против инакомыслия и оппозиции, хрупко, что представляет собой угрозу для таких режимов. Например, в Туркмении с ее скудной историей социальных волнений население может выглядеть спокойным и раздробленным, но тяжелое состояние экономики, острая нехватка товаров, ограничения на владение твердой валютой и поддержание дисциплины населения карательными методами могут в конечном счете привести к неожиданным последствиям», — предупреждают авторы отчета.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector