Что такое экономика — 7 научных школ и 4 вида макроэкономик

Обязательный модуль «Экономика» курс «Экономическая теория»

3. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.

Зарождение Экономической теории

Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем концепцуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.

Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ .

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока. Древнеиндийские » Законы Ману » (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции . Взгляды древнегреческих мыслителей Платона , Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.

Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв . В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Классическая политическая экономика

конец 18 — 1-я пол.19 вв.

Адам Смит (1723-1790)

2-я пол. 19 — 20 вв.

Карл Маркс (1818-1883)

Неоклассическая экономическая теория

конец 19 — начало 21 вв.

Альфред Маршал (1842-1924)

20 — начало 21 вв.

Джон Кейнс (1883-1946)

20 — начало 21 вв.

Джон Гелбрейт (1908-2006)

20 — начало 21 вв.

Милтон Фридмен (1912-2006)

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика .

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности .

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать .

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма , направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:

· Томас Мен (1571-1641)

· Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия .

С выходом в свет его книги «Трактак по политической экономии» (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия .

Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами , которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества . Они считали что источником богатства является труд только в земледелии .

Основными представителями школы являлись:

· Франсуа Кенэ (1694-1774)

· Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Классическая школа политэкономики

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма , минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен .

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление ; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства , отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость .

С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности , экономику государственного типа , регулируюмую из центра.

Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.

Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:

· Уильям Стэнли Джевонс

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.

Представители неоклассической школы:

Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианское направление экономической теории , основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы . С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию , занятость , устранять неравномерность спроса и предложения товаров , подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода .

Дж.Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Экономическая школа Институционализма

Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.

Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.

Главная идея современного институционализма — в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

Представители школы институционализма:

Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.

По его мнению микроэкономика изучает крупномаштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хоязйство, фирмы и экономические рынки.

Существование разнообразных направлений в экономической теории обусловило попытку ряда ученых (П. Самуэльсон, Дж. Хикс и др.) обобщить имеющиеся подходы к анализу экономических про­цессов. В результате возник неоклассический синтез, для которого характерны расширение и углубление тематики исследований, со­здание систем, объединяющих, согласующих различные точки зре­ния, обогащение методологических подходов, инструментов эконо­мического анализа. Одна из особенностей неоклассического синте­за – широкое использование математики в качестве инструмента экономического анализа (методы линейного программирования, те­ории игр, моделирование и пр.), что позволило уточнить многие положения, расширить горизонты науки, способствовало созданию эконометрики – экономико-статистической школы.

Читать еще:  Как провести мониторинг позиций по определенным фразам?

Российская и отечественная экономическая наук а в XIX – XX вв. была представлена различными школами, имела и имеет своих вид­ных представителей. Всемирное признание получили выходцы из России С. Кузнец и В. Леонтьев. Среди Нобелевских лауреатов – со­ветский экономист Л.В.Канторович. Заметный след в экономике ос­тавили исследования А.В. Чаянова Н.Д. Кондратьева, Н.П. Макаро­ва, А.Н. Челинцева и др.

Основные макроэкономические школы и направления.

Можно выделить некоторые из школ макроэкономической теории : кейнсианство, неокейнсианство, неоклассический синтез, монетаризм, историческая школа институционально-социологического направления.

Кейнсианство –это теория государственного регулирования экономики. Она возникла во второй половине 30-х годов ХХ века. Кейнсианство исследует практические пути стабилизации экономики, количественные связи макроэкономических величин: национального дохода, капиталовложений, занятости, потребления и др. Решающая сфера воспроизводства – рынок, а основные цели – поддержание «эффективного спроса» и «полной занятости».

Экономическая программа кейнсианства включает: всемерное увеличение расходов государственного бюдже-та; расширение общественных работ; абсолютное и относительное увеличение количества денег в обращении; регулирование занятости и др.

Некоторые положения кейнсианства пересмотрены и развиты представителями неокейнсианства (главным образом в анализе технико-экономических факторов экономического роста) и посткейнсианства (достижение «эффективного спроса» зависит от ряда социальных мероприятий).

Неокейнсианство базируется на идеях Дж.Кейнса о необходимости постоянного, систематического воздейс-твия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым усло-виям.

Основные постулаты кейнсианства и неокейнсианства : несаморегулируемость рыночной экономики, несовер-шенство информации, относительная негибкость цен, не тождественность условий сбережения и инвестирования.

Основное различие – в акцентировании внимания на несовершенстве разных рынков ( у Кейнса – рынок труда, у его последователей – рынок товаров и услуг).

Неоклассическоенаправление политэкономии возникло в 70-х годах Х/Х века. Его представители: К.Менгер, Ф.Визер, Э.Бем-Баверк (австрийская школа); У.Джевонс, Л.Вальрас (математическая школа); А.Маршалл, А.Пигу (кембриджская школа); Дж.Б.Кларк (американская школа).

В основу неоклассического направления положен принцип невмешательства государства в экономику. Рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением.Неоклассики выступают за свободу частного предпринимательст-ва. Неоклассическая теория – это теория, согласно которой непредвиденные изменения уровня цен способны породить макроэкономическую нестабильность в кратковременном периоде; в долговременном периоде – эконо-мика сохраняет стабильность при производстве национального продукта, обеспечивающем полную занятость ре-сурсов благодаря гибкости цен и заработной платы.

Неоклассическое направление исследует поведение так называемого экономического человека (потребителя, предпринимателя, наемного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конку-ренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов; экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу совре-менной теории государственных финансов (П.Самуэльсон).

Неоклассический синтез – это сочетание в единой системе кейнсианской макротеории и неоклассической микротеории. Суть концепции неоклассического синтеза состоит в сочетании государственного и рыночного регу-лирования экономики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешан-ную экономику.

Дж.Хикс рассматривает кейнсианскую теоретическую модель как особое состояние экономики, когда она на-ходится в так называемой ловушке ликвидности, т.е. когда рост предложения денег перестает влиять на норму про-цента, а следовательно, и на инвестиции и когда нарушается автоматизм восстановления экономического равнове-сия с помощью денежно-ценового механизма, предусматриваемого неоклассической системой. В интерпритации Хикса теория Кейнса перестала быть общей теорией и превратилась в теорию, описывающую условия экономичес-кой депрессии, застоя, экономического кризиса, т.е. теорию равновесия в условиях неполной занятости.

В середине 50-х годов возник монетаризм – экономическая теория, приписывающая денежной массе, находя-щейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюктуры и уста-навливающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта.

М.Фридмен пытался доказать, что рыночному хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным вмешательство государства.

Монетаризм – одно из основных течений современного неоконсерватизма. Главной особенностью монетариз-ма является то, что основные проблемы современного рыночного хозяйства рассматриваются в нем через призму денежного обращения. Важное значение в методологии монетаризма придается разграничению экономики на реальный и денежный секторы. Реальный сектор, в котором действуют исключительно рыночные силы, отож-дествляется с производством и продажей товаров и услуг. Его характеризуют уровни и динамика инвестиций, заня-тости, цен и т.д. Денежный сектор является сферой деятельности государства. Материалисты считают необходи-мым сделать денежный сектор «нейтральным» по отношению к реальному, дать рыночному механизму благо-приятные условия функционирования, снабдить товарные рынки нужным количеством денег. Одним из самых сильных мест монетаристской теории является детальная проработка вопросов, связанных с организацией неин-фляционной денежной политики.

Основу институционально-социологического направления составляет расширенная трактовка предмета политэкономии. Это течение характеризуется усилением социологизации анализа экономических явлений (Ф.Перру, Ж.Фурастье, Г.Мюрдаль, Дж.Гелбрейт). Отличительными признаками институционально-социологичес-кого направления являются: стремление реализовать идею социального контроля над производством посредством планирования; попытка представить рекомендации, направленные на преодоление экономической отсталости и нищеты, унаследованной развивающимися странами от колонизма; внимание к социальным проблемам общества и предложение практических мер по их решению.

Представители институционально-социологического направления рассматривают экономику в качестве систе-мы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и социально- психологических факторов. Объектом их исследования являются «институты» (кооперации, профсоюзы, государство), а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (обычаи, нормы поведения, привычки, инстинкты).

Своеобразием исторической школы институционально-социологического направления состоит в том, что основным объектом изучения являются реальные экономические системы на разных этапах их развития. Наиболь-ший вклад в области макроэкономической теории –это исследование циклических колебаний в экономике, создание теории длинноволновых циклов (Н.Д.Кондратьев).

Несмотря на различия, большинство экономистов признает, что основной задачей макроэкономической политики должно являться повышение эффективности и социальной направленности функционирования рыночной экономики.

3.Макроэкономические показатели: сущность, показатели потоков и запасов, номинальные и реальные.

Показатели результатов функционирования экономики в целом на макроуровне принято называть макроэкономическими. Они определяются на основе системы национальных счетов и характеризуют различные стадии экономической деятельности: производство товаров и услуг, образование и распределение доходов, их конечное использование.

Все показатели, используемые в макроэкономике, подразделяются на три группы:

-потоки (потоковые величины);

-показатели (индикаторы) экономической конъюнктуры.

Различие между ними состоит в следующем: потоки отражают движение ценностей от одних субъектов к другим в процессе экономической деятельности, а запасы характеризуют накопление и использование ценностей субъектами.

Например, сбережения и инвестиции являются потоковыми величинами, а накопленный в результате капитал является запасом. Бюджетный дефицит – потоковая величина, а государственный долг представляет собой запас.

Показатели экономической конъюнктуры выполняют важную индикативную функцию. К ним относятся: ставка процента; норма (ставка) доходности актива; уровень цен;

инфляция; уровень безработицы и др.

Многие макроэкономические показатели имеют номинальные и реальные значения. Это нужно учитывать при их сравнении.

Поскольку некоторые показатели (например, ВВП/ВНП) измеряются в денежном выражении, то для их сопоставления за разные годы нужно знать, была ли в тот или иной период инфляция или дефляция, т.е. необходимо различать номинальные и реальные величины.

Номинальный ВВП/ВНП отражает физический объем произведенных товаров и услуг в текущих (т.е. действующих в данном году) ценах. На величину номинального ВВП/ВНП оказывают влияние динамика реального объема производства и изменение уровня цен.

Читать еще:  Интернет опрос — чем выделяется internetopros среди других платных опросников + 10 секретов увеличения заработка на нем

Реальный ВВП/ВНП – это номинальный ВВП/ВНП, скорректированный с учетом изменения цен или выраженный в ценах базового года. За базовый принимается тот год, с которого начинается измерение или с которым сопоставляется ВВП/ВНП.

Макроэкономика и микроэкономика — предмет и отличия

Современная экономическая теория структурно делится на два раздела — микроэкономику и макроэкономику . Как понятно из названия, они отличаются масштабом изучаемых процессов.

Макроэкономика исследует экономические процессы на уровне страны и мира. Микроэкономика — на уровне отдельных потребителей и фирм.

Что такое макроэкономика. Что изучает макроэкономика

Макроэкономика — это наука о хозяйстве в целом, на уровне страны и мира.

Макроэкономика изучает темпы экономического роста, объемы производства, национальный доход, общий уровень цен, денежный оборот. Она занимается проблемами повышения занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции, безработицы и кризисов.

Макроэкономика охватывает все национальное хозяйство, изучает его как единое целое.

Основными макроэкономическими индикаторами являются валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), инфляция, безработица и валютный курс.

В макроэкономике говорят о трех рынках и четырех агентах экономики. Три рынка — это финансовый рынок, рынок товаров и услуг, а также рынок факторов производства.

Четыре макроэкономических агента — это государство, предприятия, домашние хозяйства и иностранный сектор. Все они соединены кругооборотом доходов и расходов.

Макроэкономика стремится к стабильности и подчиняется принципу социального эффекта.

Отцом макроэкономики принято считать британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, который в 1936 году опубликовал работу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней Кейнс впервые подверг последовательной критике идеи Адама Смита о том, что «невидимая рука рынка» способна справляться с экономическими трудностями без вмешательства государства. С этого момента стали говорить о разделении науки на микро- и макроэкономику.

Джон Мейнард Кейнс. Фото: National Portrait Gallery / Walter Stoneman

Идеи Кейнса о том, что государство должно влиять на макроэкономические процессы — защищать общество от негативных последствий инфляции, безработицы, экономического спада — получили широкое распространение. В настоящее время макроэкономика является теоретической основой регулирования рыночной экономики в развитых странах, основой экономического прогнозирования и планирования.

Что такое микроэкономика. Что изучает микроэкономика

Микроэкономика — это наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях.

Микроэкономика исследует принятие экономических решений людьми и фирмами. То есть микроэкономика в отличие от макроэкономики изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, а не функционирование экономики страны в целом.

Микроэкономика занимается проблемами ограниченности выбора, альтернативной стоимости, цены. Она изучает процессы производства и потребления, изменения спроса и предложения на отдельные товары и на отдельных рынках.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов.

Ее задача — объяснить, как на самом низком уровне принимаются экономические решения что на них влияет. Как фирма решает, сколько ей нужно сотрудников? Как покупатели выбирают необходимые товары? Как изменение цен и доходов меняет спрос на определенные услуги? На все эти вопросы призвана ответить микроэкономика.

Микроэкономика стремится к динамике и росту. Она подчиняется принципу рыночной целесообразности.

Микроэкономику иногда называют также теорией цены , хотя она исследует лишь относительные цены — соотношение цен на отдельные товары и услуги. Абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

Как связаны микроэкономика и макроэкономика

Оба раздела экономической теории одинаково важны с точки зрения науки и образования. Их невозможно разделить полностью, ведь макроэкономические процессы во многом инициируются решениями отдельных экономических агентов. А отдельные фирмы и домохозяйства принимают решения в определенной макроэкономической среде и зависят от нее.

Микроэкономика и макроэкономика. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо иметь общие представления об экономике как науке, а также о вопросах, которыми занимаются макроэкономика и микроэкономика. Для примера разберем несколько заданий из тестов прошлых лет:

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­ке как науке и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Одним из пред­ме­тов изу­че­ния мак­ро­эко­но­ми­ки яв­ля­ют­ся про­бле­мы вза­и­мо­дей­ствия по­тре­би­те­лей и про­из­во­ди­те­лей в усло­ви­ях рынка.
2) Микроэкономика изу­ча­ет роль го­су­дар­ства в ре­гу­ли­ро­ва­нии экономики.
3) Экономика как наука изу­ча­ет спо­со­бы хозяйствования, от­но­ше­ния между хо­зяй­ству­ю­щи­ми субъектами.
4) Ученые изу­ча­ют как общие за­ко­но­мер­но­сти функ­ци­о­ни­ро­ва­ния экономики, так и ло­каль­ные про­бле­мы ве­де­ния ры­ноч­но­го хозяйства.
5) Экономика как наука за­ро­ди­лась в ан­тич­ные времена.
Правильный ответ: 34
Микроэкономика не изучает роль государства в регулировании экономики — этим занимается макроэкономика.

Задание 2
Выберите верные суждения о функциях экономики как науки и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.
1) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики.
2) Построение графической модели прогноза темпов экономического роста на долгосрочную перспективу иллюстрирует познавательно-объяснительную функцию экономической науки.
3) Взаимодействие экономических систем на мировом уровне изучает макроэкономика.
4) Структурная реформа промышленности, основанная на результатах исследований перспективных тенденций мирового экономического развития, иллюстрирует реализацию производственно-преобразующей функции экономики как науки.
5) Экономика — это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах.
Правильный ответ: 135
Микроэкономика действительно изучает семьи и фирмы, а макроэкономика — взаимодействие на мировом уровне.

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между ча­стя­ми эко­но­ми­че­ской науки и изу­ча­е­мы­ми проблемами: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Макроэкономика — предмет, объекты и методы изучения науки

История развития науки

На сегодняшний день ученые смогли выделить несколько этапов развития макроэкономики, и даже несмотря на то, что термин вошел в употребление только во второй половине 20 века, само понятие зародилось еще во времена наших предков. Временные рамки этапов развития науки:

  1. Первая половина 30-х годов 20 века;
  2. 70-е года 20 столетия;
  3. 80-е года 20 века;
  4. 2008−2009 год.

Впервые изучением основных проблем макроэкономики ученые занялись в 15 веке, и именно в этот период было открыто течение под названием меркантилизм. Основоположники К. Маркс и Ф. Кенэ активно занимались исследованием макроэкономической теории, после чего систематизировали все полученные знания в таблицы.

Во время первого этапа развития макроэкономики (в 1937 году) знаменитый ученый Кейнс издал книгу, которая называлась «Общая теория занятости, денег и процента». Благодаря доводам и мыслям, выраженным в пособии, экономическая наука значительно продвинулась в своем развитии, поскольку пособие отвечало на все вопросы, которые появились во время Великой Депрессии. Кейнс прославился благодаря отвержению основных идей классицизма, совершенной модели конкуренции, а также он считал, что рынок не способен самостоятельно себя урегулировать.

Кейнс внес предложение, согласно которому такие основные макроэкономические проблемы, как государственный и торговый баланс, безработица рассматривались в виде агрегатных величин. На этом этапе начала «расцветать» классическая макроэкономика и ее идеи.

На втором этапе развития макроэкономики ее стали рассматривать и изучать как отдельный раздел экономики и особое направление экономической теории. Благодаря новым течениям и ответвлениям макроэкономика становится полноценной наукой, ее начали включать в программы обучения студентов институтов и университетов.

Третий и четвертый этапы

Следующий этап развития макроэкономической науки характерен тем, что образовалось новое течение под названием неокейнсианство, стремительно развивающееся в послевоенное время. Основным достижением ученых на этом этапе является то, что они сопоставили макроэкономику с современными моделями экономической науки, а также обобщили идеи Кейнса. Третий этап макроэкономического развития называется неоклассической макроэкономикой, а среди основных ее представителей можно выделить С. Фишера и Г. Мэнкью.

Читать еще:  Онлайн html редакторы — визуальные, ide и редакторы для установки на сайт

На четвертом, заключительном макроэкономическом этапе началось развитие Мирового финансового кризиса, во время которого вся мировая экономическая система переживала крах. До того как в 2008 году начался кризис, такого понятия, как «пузырь», в экономике практически не было, но именно он является главной причиной этого самого кризиса. Ученые активно начали изучать причины такого негативного явления, и на основе многочисленных домыслов возникали споры на тему того, эффективно ли проводить основную макроэкономическую политику.

Предназначение макроэкономики

Ключевые этапы эволюции человечества происходили параллельно со становлением сельского хозяйства, а существование примитивных экономических отношений было зафиксировано еще во времена древних предков, которые занимались натуральным обменом, совместным трудом и хозяйством. Современная экономика представлена сложной иерархической системой с динамическими и структурными связями, которые создают экономические субъекты. Помимо этого, в становлении большей части отношений участвует рыночный механизм, способствующий формированию саморегулируемой и гибкой системы.

Но даже несмотря на это, устранить провалы рынка без стороннего вмешательства в процессы мировой экономики практически невозможно. Для того чтобы спрогнозировать и спланировать хозяйственный уклад общества, следует придерживаться теоретического обоснования, которое в науке принято называть экономической теорией. Экономическая теория, в свою очередь, предназначена для создания комфортных условий, чтобы удовлетворять потребности общества, которые постоянно возрастают в пределах ограниченности ресурсов. Специалисты смогли выделить и ввести два направления экономической теории:

  1. С помощью макроэкономики изучается общность экономических субъектов и их отношений между собой. Также эта наука занимается изучением совокупных показателей сельскохозяйственной деятельности мировой, национальной или международной системы.
  2. Микроэкономика предназначена для изучения систем, которые образуют отдельные субъекты, а также для исследования отдельных областей и экономических явлений.

Предметом исследования макроэкономики являются хозяйственные системы в виде многочисленных целостных структур. Объекты исследования представлены результатами развития, факторами, масштабными проблемами и условиями формирования, которые так или иначе могут создаваться и проявляться в национальной экономике.

В отличие от микроэкономической науки, которая изучает отдельные явления и процессы, макроэкономика исследует их закономерности и совокупности, проявляющиеся в процессе роста и общего развития. Основные явления и категории, которые изучаются, представлены государственным бюджетом, платежным балансом, валовым доходом, инфляцией и безработицей. Все изучаемые агенты и особенности макроэкономического анализа образуют отдельные группы, которые необходимы для формирования базы и разработки эффективной экономической политики.

Методы изучения экономики

Любая наука предназначена для того, чтобы изучать определенные явления и задачи с помощью различных методов. Тот или иной метод является способом исследования экономического объекта или предмета, а на основе полученных данных ученые могут сделать анализ исследуемого процесса, описать его и сформулировать выводы. В экономической науке специалисты оперируют такими методами:

  • научная абстракция, с помощью которой можно не брать во внимание особенности объекта и некоторые его частности для того, чтобы было сформировано общее представление о предмете изучения;
  • дедукция необходима для того, чтобы ученые имели возможность рассмотреть общую картину, после чего разбить ее на отдельные формулы, объекты и явления;
  • индукция способствует формированию представления об экономическом процессе или объекте после того, как был проведен анализ отдельных факторов, на основе чего можно сделать общий вывод.

Бывают случаи, когда ученые при изучении экономических и макроэкономических процессов, в частности, прибегают к сочетанию исторических данных и логики развития определенных инструментов и процессов. С помощью синтеза в экономике происходит объединение разрозненных объектов, элементов и явлений в общую картину, которая необходима для того, чтобы создать новые свойства, изучаемые специалистами.

Для того чтобы исследовать тот или иной объект/явление в виде иерархической целостной структуры, ученые используют метод системного подхода, а для формализации предметов применяется математическое моделирование. С помощью функций и языка математики делается возможным описание статических данных и рассмотрение динамических изменений различных величин.

Основные макроэкономические методы

Для проведения макроэкономических исследований необходимо руководствоваться комплексом специальных методов. Метод в любой науке является набором способов, постулатов и алгоритмов, которые способствуют определению пути достижения главной цели эксперимента или любой другой научной работы. В макроэкономике способы могут быть специфическими или общенаучными.

Что касается общенаучных способов, то они представлены синтезом, анализом, научной абстракцией, дедукцией, индукцией, системно-функциональным анализом и многим другими. В макроэкономике главные специфические методы изучения предметов, процессов и явлений — это создание моделей (моделирование) и агрегирование, которое используется для того, чтобы укрупнить экономические показатели с помощью их слияния в единую общую систему. Большинство опытных специалистов предпочитают создавать агрегаты и совокупные величины. Агрегированные параметры описывают становление макроэкономики как единой системы в следующих формах:

  • валовый продукт, а не выпуск отдельного предприятия;
  • общий ценовой уровень, а не стоимость того или иного вида продукции;
  • уровень занятости;
  • рыночная процентная ставка, а не отдельные виды процентов;
  • степень занятости населения, и безработицы.

Такому явлению в макроэкономике, как агрегирование, подвержены определенные субъекты экономики, которые представлены группой предпринимательства и сельского хозяйства, государственным сектором и сектором «остального мира». Это явление может оказывать влияние и на рынки, множество из которых на макроуровне состоит из таких типов, как рынок финансов, товаров и услуг, а также рынок производственных факторов.

С помощью создания моделей в макроэкономике описывают экономические явления и процессы, используя формализованный язык в виде математических функций и значений. Моделирование необходимо для того, чтобы выявить функциональную связь между макроэкономическими процессами, а также для формирования полной картины явлений, происходящих в экономике. К популярным экономико-математическим моделям относятся абстрактно-теоретические, конкретно-экономические, а также краткосрочные и долгосрочные.

Ключевые переменные

Для исследования той или иной макроэкономической модели следует использовать различные экономические переменные, которые могут быть эндогенными и экзогенными. Экзогенные, или внешние переменные — это исходные данные, которые задаются до того, как будет построена макроэкономическая модель. Экзогенные параметры в моделях макроэкономики представлены величиной предложения финансов, ставкой налогообложения и государственными расходами.

В результате расчетов, которые ведутся по макроэкономическим моделям, также формируются и определяются эндогенные, или внутренние переменные. Эндогенно определяемыми параметрами является уровень инфляции, безработица, объемы занятости и выпуска продукции. Функциональные связи могут быть институциональными, дефиниционными, технологическими и поведенческими. Экономические переменные также классифицируются согласно способу их измерения во времени и могут быть следующими:

  • переменными запаса;
  • переменными потока.

Переменные потока описывают процесс передачи ценностей от одного экономического субъекта к другому во время производственной деятельности. Популярные потоковые величины представлены инвестициями, расходами на потребление, государственными закупками услуг и продовольственных товаров, импортом и экспортом. Что касается переменных запаса, то они характеризуются использованием и накоплением ценностей экономическими субъектами. Макроэкономика занимается изучением государственного долга, имущества, национального богатства и накопленного капитала, которые, в свою очередь, являются переменными запаса.

Можно сделать вывод, что макроэкономика изучает важнейшие экономические процессы, которые происходят в пределах отдельного государства или всего мира. Каждый образованный человек должен знать, что изучает макроэкономика и на каких постулатах держится, а для ознакомления с этой информацией рекомендуется изучить любое пособие под названием «Макроэкономика для чайников».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector